Школьная служба медиации

  В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым. Несовершеннолетние нередко проявляют агрессию, оказываются участниками противоправных действий. Особую опасность таят в себе бойкоты, игнорирование, преследование.

   В таких случаях, и им подобным готовы прийти на помощь члены  службы медиации.

Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора.

 

Положение о службе медиации МБОУ "СОШ № 22" (Приказ №128 от 26.05.2017)

Приказ №316 от 03.09.2018 "О создании школьной службы медиации в 2018 - 2019 учебном году"

Школьная медиация: теоретические и методические основы (Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н.)

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора (посредника). Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

 

Немного истории

Вообще говоря, медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг». Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий жизнеспособного и взаимовыгодного решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.

В настоящее время медиация активно используется в странах Европы, США и в Австралии.

 

Области применения:

• коммерческие споры,

• меж- и внутрикорпоративные споры,

• споры в банковской и страховой сфере,

• сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон,

• конфликты на работе,

• семейные споры,

• споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью,

• медиация в образовании (т.е. медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.).

 

Когда медиация возможна:

• главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе

• когда речь идет о длительных, значимых отношениях (например, одноклассники);

• когда на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта;

• когда стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;

 

Преимущества медиации:

• Медиация помогает сэкономить время, эмоциональные силы участников спора.

• При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.

• Медиация ориентирована на конструктивный поиск решений.

• Медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

• Интересы участников полностью защищены, поскольку процесс медиации - это конфиденциальный процесс.

 

О школьных службах примирения

В России более 12 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения/медиации», направленных на  решение конфликтных ситуаций и правонарушениях несовершеннолетних. 

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе № 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

 

Типичные способы реагирования на конфликты в школе:

          Административно-карательный (Совет профилактики)

          Направление к психологу или социальному педагогу

          «Стрелки» среди подростков

          Замалчивание

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

Для поддержки проведения примирения в образовательном учреждении организуются Школьные службы медиации. Служба медиации стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

 

Миссия службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму реагирования на  конфликтную ситуацию.

Цель службы медиации — развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений

Задачи службы медиации:

  • Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).

  • Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди работников центра, несовершеннолетних и их родителей / законных представителей.

Структура службы примирения:

В школьную службу медиации входят прошедшие обучение по медиации педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР, педагоги 3 человека, а также  учащиеся старших классов.

 

Контроль за работой службы медиации осуществляется директором школы.

 

Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного и криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы медиации.

Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

 

Примирительная программа – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

 

Ожидаемые результаты деятельности службы медиации:

1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации

3. Социализация учащихся через технологии конструктивного общения, формирование правовой культуры

4. Ранняя профилактика правонарушений.

 

Эффективная работа ШСМ возможна лишь в тесном сотрудничестве администрации, классных руководителей, участников службы.

 

ШСМ – это путь, который учит учащихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия.

 

В итоге остается сказать, что создание службы медиации в школе не снимает с обязанностей классного руководителя самому разрешать конфликтные ситуации внутри классного коллектива. Прежде чем обратиться в службу школьной медиации классный руководитель должен самостоятельно проработать конфликтный спор. Только в трудных конфликтных ситуациях стоит обратить в ШСМ.

ЭОРБ.jpg

Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных

© 2016 «МБОУ СОШ № 22».